Часто встречал в статьях на seo блогах совет по оптимизации текстов, ровняясь на анализ страниц, входящих в топ 10 по данному запросу. Я решил на примере одного конкретного запроса проверить значимость данного совета. В качестве подопытного выступили «напольные покрытия», а под прицел моего анализа попали 50 первых сайтов в Google по России. Верить ли советам и какие выводы позволяет делать статистика?
Параметры конкурентов для анализа
В анализ входили такие параметры как:
- Количество текста
- Точное вхождение фразы
- Вхождение фразы с учетом словоформ
- Вхождение фразы в title
- Вхождение фразы в h1
- Тошнота
Методика оценки
Наиболее подходящим инструментом для оценки влияния различных факторов на позицию сайта я посчитал коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для тех кто не знаком с понятием корреляции скажу, что это такая математическая абстракция, которая позволяет оценивать зависимость двух наборов данных. Величина коэффициента корреляции колеблется от -1 до +1. Значение 0 соответствует отсутствию зависимости между данными. -1 — говорит об обратной зависимости (один параметр растет, другой уменьшается), а +1 — о прямой. Чем ближе коэффициент к 1, тем выраженнее зависимость. Я оценивал корреляцию позиций страницы в выдаче ПС и исследуемого фактора.
Вхождение ключа в title и h1
В принципе, полезность вхождения ключа в h1 и title, является прописной истинной, повторяемой на каждом углу. Посмотрим, что говорит статистика. Коэффициент К составляет 0.42 и 0.34, соответственно, что с вероятностью более 95% позволяет утверждать, что профит есть.
Среднее по топу
Основным вопросом, который я задавал себе в начале этого маленького исследования был — являются ли параметры, усредненные по топ 10 страницам актуальным ориентиром при оптимизации текста? Для ответа я сравнил корреляцию пар позиция в ПС/отклонение от среднего позиция в ПС/абсолютная величина по параметрам: тошнотность, длина текста, точные вхождения ключа, морфологические формы ключа.
Длина и тошнотность текста в обоих случаях незначительно коррелировали с позицией в ПС.
Количество точных вхождений, а также вхождений с учетом словоформ ключа продемонстрировали значимую отрицательную корреляцию с местом в ПС (больше вхождений — меньше номер в выдаче). Отклонение от среднего демонстрирует так же значимую корреляцию с позицией в выдаче. При этом коэффициенты К близки, но ниже. Самое большое абсолютное значение корреляции (0.37) обнаружилось между позицией в ПС и количеством вхождений ключа с учетом словоформ, если отбросить несколько переоптимизированных страниц.
Выводы. Что все это значит
- Тошнотность и длина текста не играют значительной роли при продвижении (в разумных пределах вариаций).
- Вхождение ключей в title и заголовки полезно для продвижения страницы. (вот же открыл Америку)
- Вхождение словоформ ключа имеет значение не меньшее, чем точное.
- Анализ топ 10 больше подходит для установления пределов величин параметров, в которых безопасно изменять степень оптимизации текста, чем как объект для подражания, т.к. ничем не выделяется (статистически) на фоне обычных подходов к оптимизации.
Напоследок следует оговориться, что выборка из 50 страниц может быть не очень репрезентативна. В таком случае можно расширить ее, проанализировав топ по запросам близким к исходному.
Очень полезная информация. Теперь можно не заморачиваться количествм»точных вхождений»,а то не редко страдает стиль изложения… 😉
Спасибо!
Григорий, основная отдача идет от включения «точных вхождений» в title и заголовок страницы, остальное опционально. Однако упоминать ключи в тексте необходимо, чтобы title и заголовок были ему релевантны.
хотелось бы поподробнее раскрыть тему.
Правильно ли я понял последний абзац про отрицательную корреляцию, что чем больше прямого вхождения ключа (больше, чем у соседей из топа), то позиция меньше? Это учитывается ключ со всей страницы, плюс тайтл, h1?
Да, вы верно написали — больше вхождений -> позиция меньше (ближе к топу).